Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 32 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «О Счетной палате Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» № 78-ОкЗ от 04.03.2002 г. о ежегодном представлении Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа отчета о результатах деятельности Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
I. Общие сведения
Постановлением Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 21 июня 2003 года на должность Председателя Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа назначен Кузнецов Анатолий Сергеевич.
Орган государственного финансового контроля Счетная палата Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (далее по тексту - Палата) зарегистрирован в Межрайонной инспекции МНС России № 2 по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу 24 июня 2003 года в качестве юридического лица.
В соответствии со статьей 1 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «О Счетной палате Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» № 78-ОкЗ от 04.03.2002 г. Счетная палата Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и ей подотчетным.
Основными направлениями деятельности Палаты являются:
- организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств окружного бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями автономного округа;
- контроль за финансовой эффективностью распоряжения и управления государственной собственностью автономного округа;
- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей окружного бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей окружного бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта окружного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов законов автономного округа, а также других нормативных правовых актов органов государственной власти автономного округа, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств окружного бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств окружного бюджета и внебюджетных фондов в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях;
- регулярное представление Думе автономного округа, Губернатору автономного округа, заключений на отчеты администрации автономного округа о ходе исполнения бюджета и отчетов о результатах проводимых контрольных мероприятий;
- контроль за целевым использованием кредитов, выданных бюджетам нижестоящих уровней, а также предприятиям, учреждениям, организациям;
- анализ эффективности налоговых и иных льгот, предусмотренных законодательством автономного округа, контроль за целевым использованием средств, получаемых предприятиями
Для решения задач, изложенных в статье 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа «О Счетной палате Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» № 78-ОкЗ от 04.03.2002 г., осуществляется контрольная, информационная, экспертно-аналитическая, организационно-методическая и иные виды деятельности, которые строятся на основе планов.
Утверждены планы проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на 2004 год.
II. Организационно-методическая работа
Первый год функционирования Счетной палаты округа стал периодом определения стиля и методов работы, приоритетов и сферы интересов в организации независимого финансового контроля.
Деятельность Палаты в отчетном периоде строилась в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и бюджетного законодательства Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Все заключения на законопроекты в обязательном порядке и в установленные сроки были направлены в Думу Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Проводилась работа по методологическому обеспечению деятельности Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
В истекшем году разработан и утвержден Регламент Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, определяющий внутренние вопросы деятельности Палаты, распределение обязанностей между сотрудниками, функции и взаимодействие структурных подразделений, порядок проведения контрольной и иной деятельности.
Идет постоянная разработка новых документов, обеспечивающих организационное и методическое функционирование Палаты.
С целью повышения эффективности мероприятий по анализу и прогнозу бюджетных и социально-экономических процессов Счетной палатой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа начата работа по созданию программно-аналитического комплекса.
III. Экспертно-аналитическая работа
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации одной из основных задач Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа является проведение экспертизы проекта окружного бюджета, окружных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Палатой осуществлялись экспертизы проектов правовых актов бюджетного законодательства Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, проекта закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа “Об окружном бюджете на 2004 год” и других актов, предусматривающих расходование средств окружного бюджета или влияющих на его формирование.
Экспертиза проекта закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа об окружном бюджете на 2004 год не сводилась только к непосредственной подготовке заключения на указанный законопроект. Палатой отслеживалось исполнение основных доходных и расходных статей окружного бюджета за предыдущие годы.
Важное значение придавалось анализу межбюджетных отношений в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе. Достоверность параметров проекта окружного бюджета оценивалась на основе информации, полученной от финансового управления, управления экономики Администрации округа, данных, предоставленных органами статистики, налоговыми органами, отдельными предприятиями и организациями.
Таким образом, заключение на проект окружного бюджета стало результатом комплексной оценки информации о ходе бюджетного процесса.
На основе проведенного анализа представленного проекта закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа “Об окружном бюджете на 2004 год” в Думу Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Администрацию округа было направлено заключение, в котором отмечены потенциальные резервы увеличения его ресурсной части. Наиболее важными из них, по мнению Палаты, являются:
- взыскание недоимки по налоговым платежам;
- оптимизация налоговых льгот;
- эффективное управление имуществом, находящимся в собственности Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа;
- систематизированный и постоянный анализ дебиторской задолженности и остатков материальных ценностей на счетах распорядителей и получателей бюджетных средств;
- повышение степени рациональности расходов окружного бюджета и концентрация их на приоритетных направлениях, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Отмечено, что в 2003 году сохранилась негативная тенденция снижения удельного веса доходов, остающихся на территории округа.
Необходимо отметить, что участие Палаты в рассмотрении законопроектов происходит, как правило, в сжатые сроки, что не позволяет провести более детальный анализ.
Главная задача, которую предстоит решить Палате в части совершенствования контроля за исполнением окружного бюджета, состоит в накоплении и систематизации информации о ходе исполнения окружного бюджета, полученной от внешних источников. Заключения Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа должны базироваться на результатах не только экспертно-аналитических, но и контрольных мероприятий, оформленных актами и отчетами.
IV. Контрольная работа
Согласно плану работы Палаты на IV квартал 2004 года проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления здравоохранения Администрации округа. В настоящее время идет процесс обработки данных полученных в ходе контрольного мероприятия, оформление результатов проверки.
В декабре прошлого года Счетная палата округа приступила к проведению очередного планового контрольного мероприятия - ревизии законности, рациональности и эффективности использования средств окружного бюджета Администрацией города Дудинки. В проверке принимают участие аудиторы, инспекторы Счетной палаты округа, специалисты контрольно-ревизионного управления Администрации округа.
V. Взаимодействие Счетной палаты округа с органами государственной власти и управления Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
В рамках создания правового поля Счетная палата округа заключила ряд соглашений о взаимодействии с Прокуратурой округа, УВД округа, Межрайонной инспекцией МНС России № 2 по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу.
В соответствии с возложенными на Палату задачами были подготовлены разъяснения и ответы на запросы Губернатора округа, финансово-экономического блока Администрации округа в части бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
Счетная палата Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа стала полноправным членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, основными целями которой является развитие сотрудничества, координации и взаимодействия между контрольно-счетными органами различного уровня в Российской Федерации.
В сентябре 2003 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
В декабре 2003 года председатель Палаты принял участие в работе конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Москве, где были подведены итоги работы Ассоциации за истекший год, определены задачи по совершенствованию системы государственного финансового контроля.
Вопросы, связанные с деятельностью Палаты, постоянно освещаются средствами массовой информации
На прошедшей в Москве, при подписании Соглашения о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой округа, Коллегии Счетной палаты России, председателем Счетной палаты РФ Степашиным С.В. было высказано предложение, поддержанное аудиторами Счетной палаты РФ, о проведении летом текущего года на Таймыре, в Дудинке, Всероссийской конференции контрольно-счетных органов России в рамках Сибирского федерального округа.
В декабре истекшего года на прошедшей в Москве конференции данное предложение было подтверждено С.В. Степашиным и намечен срок проведения совещания на Таймыре – конец июня – начало июля 2004 года.
С учетом специфики региона, Таймыр – единственный субъект Российской Федерации полностью расположенный за Полярным кругом, при этом на его территории работает один из крупнейших в мире производителей цветных и драгоценных металлов – Горно-металлургическая компания «Норильский никель», один из основных налогоплательщиков округа – ОАО «Норильскгазпром», предполагаемые темы конференции – проблемы осуществления северного завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностям и изъятия природной ренты при добыче полезных ископаемых. Проводится конференция будет в рамках Сибирского федерального округа с привлечением Счетной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, специалистов федеральных министерств и ведомств, руководителей Сибирского федерального округа, руководителей органов исполнительной и законодательной (представительной) государственной власти, руководителей органов государственного финансового контроля субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа.
Предварительная договоренность о поддержке проведения подобного рода конференции достигнута с Губернатором округа О.М. Бударгиным.
Председатель Счетной палаты А.С. Кузнецов
Рассмотрено на Коллегии
Счетной палаты
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
Протокол № 5 от 13.01.2004 г.
|